В. Лазарев - Парголовский . Циркософия . Пляска Смерти . Гл. 11
- Информация о материале
- Автор: Василий Лазарев
В 1513м году Альбрехт Дюрер создал своего знаменитого « Рыцаря , смерть и дьявола » . Вот , трюкач – рыцарь едет по узкой тропинке в замок на скале , где находится Грааль. Его лошадь уже почти наступила на череп его предшественников , а слева притаился Дьявол , а справа Смерть . Рыцарь , словно канатоходец не имеет права оступиться ….
А здесь мы видим Пляску Смерти . Знаменитая троица . Где циркач в костюме смерти берет за руки царя и церковника , чтобы увести их в вечность . Снова можно подметить единство корней Царство , Цирк , Церковь .
Но весьма странно , что именно фигура церковника больше похожа на карту Таро « Смерть » , фигура царя на карту « Дьявол » , а циркача – на карту « Умеренность ». Циркач , как Граф Монте – Кристо , являет нам и вновь уводит за форганг ( занавес ) своих помощников : церковника – искупителя аббата Бузони и царя – искусителя лорда Вилмора .
Циркач лишь скромный посредник в этом представлении.
Тема «Пляски Смерти» имеет в европейском искусстве давнюю традицию. «Пляска Смерти» зародилась в средневековых религиозных мистериях около XIV столетия. По мнению такого известного исследователя Средневековья, как Й. Хейзинга, исполнение «Пляски Смерти» предшествовало ее изображению. Изображение «Пляски Смерти» переходит в церковные фрески Франции и Германии, проникает в иллюстрации книг.
Изображение «Плясок Смерти» были помещены, например, на деревянных панелях в галерее при входе на кладбище Невинноубиенных младенцев в Париже. Известны также Базельские «Пляски Смерти» — «большие», а так же «малые» в Клингентале.
«Пляска Смерти» представляла собой первоначально изображение танца, в вихрь которого были вовлечены три мертвеца, чередующиеся в живыми. Причем плясали только мертвецы, живые находились в покорном оцепенении. Это еще не изображение Смерти. Это труп, мертвец, не скелет, а мертвое тело, с втянутым, вспоротым животом. Мертвец, вовлекающий в смертельную пляску все сословия, все слои общества, людей всех возрастов и званий. В «Пляске смерти» происходит как бы встреча не со Смертью, а с самим собой, но уже мертвым, не с какими-то неизвестными мертвецами, а в одной пляске сливаешься ты сам одновременно живой и уже мертвец. Такое столкновение рождает ужас, ужас прозревания в себе живом смерти. Или жизни, таящей в себе смерть. Но, несмотря на ужас обнаружения смерти в себе живом, сами пляшущие мертвецы вызывают смех. Эту неоднозначность восприятия смерти в Средние века очень четко уловил Ганс Гольбейн в своих изображениях «Плясок Смерти».
Совершенно по-иному выглядит Cмерть в «Плясках Смерти» Альфреда Ретеля, художника XIX столетия, в творчестве которого возрождается «Пляска Смерти». Имеется в виду графическая сюита «Пляска Смерти». Две гравюры на дереве «Смерть-убийца» и «Смерть-друг» стали подлинно народными в Германии, широко вошли в быт.
«Смерть-убийца» — скелет, одетый в одежду монаха, наигрывая на скрипке, входит в зал, где безмятежно танцуют люди. Падают умирающие, оставшиеся в живых, с ужасом оглядываясь на страшную гостью, устремляются в двери.
Еще более серьезен и страшен образ смерти в сюите «Еще одна “Пляска Смерти”», посвященной событиям вооруженной борьбы 1848 года. Здесь смерть торжественно появляется перед народом в длинном плаще, на лошади. Ее появление вызывает радость и надежду. Она взвешивает на весах трубку и корону, передает восставшим меч правосудия, затем держит знамя восстания, бесстрашно возвышаясь на баррикадах. Наконец, довольная, она уезжает на апокалипсическом коне, среди павших, раненых, плачущих. Всевластие, испепеляющая сила Смерти , ее лживость и хитрость ничем не ограничены, ей одной беспредельно подвластна вся земная, конечная жизнь. И уже нет спасительного смеха, он затерялся в глубинах Средневековья и Возрождения.
В. Лазарев - Парголовский
ЕР агитирует в цирке и психушке
- Информация о материале
- Автор: Василий Лазарев
«Единая Россия» очень любит наклеивать партийный символ на дорожную технику, устанавливать билборды рядом с ремонтируемыми социальными объектами. Но иногда доходит до абсурда...
В Ульяновске повесили табличку с символами «ЕР» и Народного фронта на здание областной психиатрической больницы им. Карамзина, а партийный флаг водрузили на цирковой шатер в парке «Молодежный»...
В Ульяновск приехала комиссия ЦИК «Единой России», чтобы проверить, как идет избирательная кампания. Возглавляет комиссию партфункционер, начальник отдела ПФО Департамента региональной работы «ЕР» Виктор Казаков. Проверка – внеплановая.
На фоне соседних регионов ульяновское отделение «ЕР» пребывает в анабиозе. Партийная касса практически пуста из-за того, что новый секретарь регионального отделения партии успело перессориться со многими влиятельными единороссами. Избирательная кампания идет вяло. В городе «повесели» с десяток билбордов с Путиным, да и то не по инициативе областного избирательного штаба партии. Зато местные альтернативно одаренные пропагандисты выделяются своим оригинальным походом к агитации. Им есть чем похвастать, поделиться, так сказать, бесценным опытом работы с целевыми аудиториями и социальными средами – в цирке и психиатрической больнице.
Когда в минувшие выходные ульяновцы со своими детьми пошли в цирк, они были удивлены не только представлением, но и появившемся на цирковом шатре – флагом «Единой России». Неизвестно, какое впечатление цирковая агитация «ЕР» произвела на малышей, но у родителей она вызывала смех.
131 Цирку на Цветном
- Информация о материале
- Автор: Василий Лазарев
Cтарый Московский цирк на Цветном бульваре – один из самых старейших цирков России, он начал свою работу 20 октября 1880 года. Сначала в цирке было пять рядов кресел, ложи, бельэтаж, вторые места с деревянными ненумерованными лавками и стоячая галерея. Потом здание не раз подстраивалось и достраивалось, но весь свой долгий век служило цирку. Самые знаменитые артисты выступали на его манеже. Анатолий и Владимир Дуровы, Виталий Лазаренко, Вильмямс Труцци со своими вышколенными лошадьми. Непревзойденные прыгуны Сосины. Первоклассные жокеи Василий Соболевский и Герберт Кук. Грациозная танцовщица Марта Сур. Акробаты Океанос. Несравненные эквилибристки сестры Кох. Знаменитый «хитрец» Кио, завороживший всех мальчишек. Цирк прославили его знаменитые режиссеры, и каждый был неутомим в поиске. Арнольд Арнольд привел клоунов в таинственный аттракцион Кио. Борис Шахет заставил изящных танцовщиц сделать своими партнерами громадных корниловских слонов. Успеху цирка во многом способствовала работа в нем Художественного руководителя Ю.С.Юрского, который прогремел своими театрализованными парадами-прологами, главного режиссера М.С.Местечкина, режиссера-постановщика А.Г.Арнольда, директоров Н.С.Байкалова и А.В.Асанова. Художественный руководитель студии циркового искусства Изяслав Немчинский создал на московском манеже подлинное откровение века – «Медвежий цирк» Валентина Филатова. Цирк на Цветном бульваре все время вел поиск – новых номеров, новых спектаклей, новых имен. В 1919 году по декрету В.И.Ленина цирк был национализирован и стал первым государственным цирком. Здесь началась неувядаемая слава Карандаша. Не единожды выступал в старом цирке «солнечный клоун» Олег Попов. На московском манеже засияла звезда «клоуна с осенью в сердце» Леонида Енгибарова, который называл себя заочным учеником Чарли Чаплина. В 1983 году руководство цирком принял Народный артист СССР, знаменитый клоун и артист Юрий Никулин. 13 августа 1985 года состоялось последнее представление в старом здании цирка. 19 октября 1987 года была произведена закладка первого камня для строительства нового здания, и туда же замурована капсула. А 29 сентября 1989 года состоялось открытие нового здания Старого Московского цирка программой «Здравствуй, Старый цирк!». В декабре 1996 года после 75-летнего юбилея Юрия Никулина цирку было присвоено имя «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре».
Контакты
Реклама