Новость на Newsland: Апостол Петр – народный герой

"Апостол Петр в сказках – очень сильная фигура человека, который умеет признавать и исправлять свои ошибки" "Петр и Павел час убавил" – знаете такую поговорку? О том, как народное  сознание воспринимало образы первоверховных апостолов, – публицист и  историк Андрей ЗАЙЦЕВ. В конце XIX начале ХХ века среди историков и филологов была очень  популярна идея о том, что жития святых являются лишь  христианизированными переделками сказаний об античных героях и сказочных  персонажей. Не ограничиваясь указанием на формальные совпадения  античной биографии и агиографических текстов, некоторые исследователи  делали вывод, что все христианские святые – лишь вымышленные персонажи,  наподобие Геракла. Между тем, такой упрощенный подход лишал возможности увидеть и обратный  процесс, как христианские подвижники становились героями народных  сказок, какими чертами характера наделяли простые люди апостола Петра  или святителя Николая Чудотворца. В этих повестях отражена та народная  вера, которая не меняется веками. Сказка – это уникальный жанр по своим психологическим и педагогическим  возможностям. С помощью волшебных историй мы можем разыгрывать архетипы  собственной жизни, обучать ребенка добру и злу, творить справедливую  вселенную, где хорошие герои побеждают плохих. Возможности сказки столь  безграничны, что она с легкостью трансформирует образ даже Христа и  апостола Петра. Петр стал одним из любимых персонажей народных легенд в России и Европе.  При этом образ сказочного апостола очень сильно отличается от истории  того человека, о котором мы узнаем из Евангелий и Деяний апостольских.  От реального святого Петра сказка взяла две черты его характера  (импульсивность и народный практицизм или здравый смысл), два  биографических эпизода (отречение от Христа и раскаяние). Это позволило  превратить первоверховного апостола Петра в оруженосца Христа,  заходящего в дома к богачам и беднякам и задающего Спасителю самые  сложные вопросы, которые волнуют любого человека. Сказочный Петр – это воплощение обывательской справедливости. В слове  обыватель нет ничего обидного. Напротив, оно показывает, насколько  близким стал этот первоверховный апостол для верующих во всем мире. Во  время путешествий по земле вместе со Христом он превращается в горячего,  но не очень сообразительного ученика, задающего разные вопросы. Вот  наиболее типичный сюжет сказки–путешествия. Спаситель и Петр приходят в  деревню. Христос остается у дома бедной вдовы, а Петр в надежде на  хороший ужин последовательно стучится во все дома, начиная от самого  богатого. Сказочный апостол – воплощение детского практицизма: в богатом  доме вкуснее еда и мягче постель, но зажиточные крестьяне прогоняют  странников, и тогда они возвращаются в самую бедную хижину. Хозяйка  ставит им на стол скудный суп, и Христос просит посчитать Петра глазки в  супе. Затем достает кошелек и платит 60 золотых по числу жировых  кружочков. На следующий день об этом узнает богатая хозяйка, зовет  странников к себе, ставит на стол жирный суп всего с одним глазком и  получает один золотой. На недоуменный вопрос Петра, почему женщина  получила только один золотой, Христос отвечает, что суп бедной хозяйки  ровно в 60 раз лучше. В этом бродячем сюжете, встречающемся во множестве  сказок, обыгрывается известная притча о лепте вдовицы и ценности  добровольного дара бедняка. Для Петра же такой поступок Учителя  алогичен, поскольку он считает, что вознаграждение должно напрямую быть  связано с затратами и результатом: если суп вкуснее, то за него и надо  платить дороже. По такой же модели строится история о Христе и Петре, которые воскрешают  единственную овечку бедняка, убитую им, чтобы накормить странников. Из  каждой косточки животного появилось утром новое, и в результате человек  стал владельцем собственного стада. Богач же, истребивший на следующий  день все свое стадо из зависти, остается ни с чем. Это тоже традиционный  сюжет, восходящий к сказаниям о греческих богах и Одиссее, его варианты  можно найти в народных житиях Георгия Победоносца. Самая же интересная история о Петре рассказывает о том, как апостол  упросил Христа разрешить ему на день стать Богом. В этой чудесной сказке  выражается народное представление о том, что работа Бога очень легкая, а  человеку приходится трудиться день и ночь. Христос разрешает своему  ученику побыть Богом, но низводит всю ситуацию до очень мелких  подробностей. Апостол Петр в роли Бога идет по деревне и встречает  крестьянку, которая выгнала своих гусей на луг и не стала за ними  следить: ""Как, ты хочешь оставить гусей одних?" – спросил ее Петр. – "А  что, неужли стеречь их и сегодня? У нас нынче храмовый праздник", –  возразила крестьянка. – "Но кто же должен беречь твоих гусей?" – спросил  Петр. – "Пусть Господь Бог бережет их сегодня!" – сказала крестьянка и  удалилась". Опечаленный Петр приходит ко Христу и получает от него  ответ: "Петр! ты слышал, – сказал Спаситель. – Я бы охотно пошел с тобою  в деревню на храмовый праздник; но ведь гусям может приключиться что и  худое: ты сегодня Бог до вечера, ты и должен и беречь их". Несмотря на  то, что сказка обыгрывает классический сюжет о дамокловом мече, она  позволяет по-новому увидеть образ апостола. Петр – самый горячий человек  из 12 учеников Христа, он быстрее всех признает его Мессией, но он же и  отрекается от него. В сказке очень важно подчеркнуть человечность  Петра, его похожесть на каждого из нас. Любой ребенок мечтает быть царем  или принцессой, и сказка умело развенчивает мифы о том, что роль Творца  или правителя – это вечное блаженство безо всякой ответственности.  Заслуга сказочного святого в том и состоит, что он умеет задавать  правильные вопросы и выпутываться из сложных ситуаций. Апостол Петр в  сказках – очень сильная фигура человека, который умеет признавать и  исправлять свои ошибки, и это делает его любимым, если не единственным  спутником Христа в сказках. Немного особняком стоят легенды, в которых святой Петр предстает мудрым  целителем. Мотив чудесного помощника – один из самых распространенных в  мировой литературе, но интересно, что Петр наряду со святителем Николаем  и святым Георгием чаще всего выступают в этой роли, что свидетельствует  о том, что с их именами связаны определенные массовые архетипы. Итак,  апостол Петр встречает солдата, который съедает сердце жареного ягненка.  Далее Петр и солдат выдают себя за врачей и исцеляют многих людей. Петр  рубит больных на части, затем варит до состояния белых костей, а потом  воскрешает их, произнося формулу: "Восстань во имя всемогущей Троицы". В  конце истории герои делят награду на три части (третья для того, кто  съел ягненка), и лишь тогда солдат признает, что это был он. В русском  варианте эта же история рассказывается про святителя Николая и жадного  попа. Нетрудно заметить, что здесь присутствуют все атрибуты волшебной  сказки (чудесный помощник, магическая формула, повторение одной и той же  ситуации), но образ христианского святого лишен индивидуальных черт, а  потому взаимозаменяем, и от спутника Христа осталось одно лишь имя, безо  всякой связью с Евангельскими событиями. Однако в мировом фольклоре существует сюжет, в котором имя апостола  Петра и его действия напрямую связаны с отречением этого апостола от  Христа. В повести о пьянице, который попадает в рай, хитрый мужичок, при  жизни любивший выпить последовательно обличает апостола Петра, царя  Давида и апостола Иоанна Богослова и получает за это спасение. Первым  бражнику попадается апостол Петр, не желающий пускать его в рай. Пьяница  тут же напоминает собеседнику о его троекратном отречении от Христа и  последующем покаянии, и пристыженный хранитель ключей от ворот рая  пропускает мужичка. Следующей жертвой бражника становится царь Давид –  ему напоминают историю с Урией и Вирсавией, и на пути мужичка  оказывается апостол любви Иоанн. Пьяница цитирует Иоанну Богослову о его  слова "Да любите друг другу, и любимый ученик Христа просит Петра  распахнуть перед бражником райские двери. Здесь мы видим, как сказочный  Петр практически совпадает с тем апостолом, о котором мы узнаем из  Нового Завета. Сказка, в отличие от Церкви, отделяет Петра от Павла. Апостол Павел  очень редко встречается в легендах. Вероятно, это свидетельствует о том,  что история обращения гонителя в христианина не так затронула народное  сердце, как жизненные перипетии простого рыбака, сподобившегося при  жизни и после смерти быть спутником Христа.

Андрей Зайцев
Источник: rodon.org

Контакты

table_hockey@mail.ru

Реклама

Счетчики