Новость на Newsland: Церковь и революция

Увы, Русская православная церковь отнюдь не уникальна в своем  отторжении принципов демократии, прав человека, в неудержимом стремлении  к симфоническому слиянию с властью. Ни одна из православных церквей  Восточной Европы также никогда не играла сколько-нибудь заметной  демократизирующей или гражданской роли в своей стране.

В этом – особость не русского православия, а православных церквей  вообще, резко отличающая их от католических и протестантских церквей,  которые оказали сильнейшее влияние на демократизацию тех стран Балтики,  где не были почти полностью уничтожены Советами. Не менее заметной была  роль этих церквей и вне региона. Так, участие римского католичества в  демократических транзитах 1974–1990-х годов (на Филиппинах, в Чили,  Бразилии, Гватемале, Малави, Испании) оказалось столь велико, что  политолог Самюэль Хантингтон назвал этот период «преимущественно  католической демократической волной».

Но и римско-католическая церковь далеко не всегда была флагманом  демократизации, и до Второй мировой войны вполне благополучно уживалась с  авторитарными режимами. Однако в 1960-х годах Второй Ватиканский собор  внес в ее социальную доктрину серьезные изменения, акцентировав  необходимость активной роли церкви в демократизации и  социально-политическом развитии католических стран. В последовавшей  волне латиноамериканских и восточноевропейских демократизаций огромную  роль сыграли католическое духовенство и идейно-политическая доктрина  теологии освобождения.

Один из ярчайших примеров в этом ряду – это, безусловно, Польша, где  католическая церковь стала настоящим символом свободы. Исторически, на  фоне драматической польской истории полной непрерывных вражеских  захватов, католическая церковь поддерживала польское сопротивление и  была хранителем всего «истинно польского»: культуры, аутентичных  традиций, патриотизма и языка. Фактически, польская нация формировалась  вокруг церкви. Коммунисты, захватив власть, столкнулись с церковным  сопротивлением, дополнительно закаленным в период фашистского  завоевания. В дальнейшем церковь сыграла огромную роль в популяризации  «Солидарности» среди самых разных социальных слоев, апеллируя на языке  символов (Черная Мадонна, страдающий Христос) к повседневному опыту  поляков. Поскольку уже сам факт посещения католической церкви  превратился в Польше в незапрещенную форму протеста против советской  власти, воцерковленные и невоцерковленные активисты и интеллектуалы  собирались в церквях по всей стране. Став символом свободы, польская  церковь утвердила себя единственным по сути легитимным институтом  власти.

В Литве, республике с преимущественно католическим населением,  католическая церковь также сыграла огромную роль в сопротивлении  коммунистам, оказывая активную помощь диссидентским движениям по  польскому образцу. Одним из символов литовского сопротивления стала Гора  Крестов (около города Шяуляй) – холм, на котором установлено порядка  пятидесяти тысяч литовских крестов. Советская власть 4 раза сносила  кресты бульдозерами, но кресты появлялись там вновь. Папа Иоанн Павел II  во время своей поездки в Литву специально посещал Гору Крестов в знак  поддержки сопротивления коммунистическим властям. Интересно, что Гора  Крестов была символом литовского сопротивления и в царский период –  оппозиционная установка крестов также запрещалась русскими православными  царями в XIX веке, что косвенно свидетельствует о вековой  преемственности русского империализма.

Эти примеры ярко контрастируют с до боли узнаваемой  государственнической позицией Румынской православной церкви. Исторически  Румынская православная церковь была сильно аффилирована с  государственной властью, что существенно облегчило старания  коммунистических властей взять ее под свой контроль. Альянс с советской  властью усилил общественные позиции церкви, и позволил ей разгромить  конкурирующие религиозные течения. Так, в 1948 году румынская церковь  смогла полностью поглотить греко-католиков, параллельно присвоив все их  имущество и приходы. В ответ на оказанные услуги, румынская церковь  сохраняла лояльность коммунистам (хотя и страдала от преследования религии советскими властями). В Румынии традиционно отсутствовали традиции  гражданского неповиновения польского и литовского образца, а небольшие  религиозные диссидентские группы, представленные преимущественно  евангелистами, возникли лишь в самом конце СССР, когда демократическое  движение окончательно распространилось по всей Восточной Европе. Однако  завидное упорство церкви в сохранении верности режиму продолжалось и в  период правления Чаушеску. Патриарх Теоктист поддерживал Чаушеску  буквально до самого конца и даже выразил последнему свои поздравления,  когда режим уничтожил сотню протестующих в Тимишоара. Лишь за один день  до казни Чаушеску, 24 декабря 1989, вслед за приходом к власти нового  правительства, Патриарх заклеймил его, как «Ирода-чадоубийцу».

Болгарская православная церковь сходным образом сотрудничала с  советской властью вплоть до распада СССР в обмен на полное подчинение  государству, в то время как сопротивлявшиеся коммунистам болгарские  католики и протестанты подвергались преследованиям и лишились многих  юридических прав. По свежим данным Болгарской госкомиссии, 11 из 14  митрополитов Болгарской церкви сотрудничали с органами госбезопасности в  коммунистический период. Не уличенными в связях с КГБ оказались только  один болгарский патриарх и трое из митрополитов.

В Югославии ситуация усложнялась вопросами взаимоотношений регионов с  метрополией. Хорватские, боснийские и словенские католики активно  поддерживали отделение своих стран от Сербии, и необходимые для этого  демократизацию и создание многопартийности в регионе. (В Боснии и  Герцеговине по этому вопросу был даже достигнут консенсус между  католиками и мусульманами.) Напротив, активно сотрудничавшая с  коммунистическими властями Сербская православная церковь объявила себя в  социалистический период единственной защитницей истинной имперской  «сербскости», позднее активно поддержав великодержавные амбиции  Милошевича, и военные способы решения конфликта с непокорными регионами.

Различия православия и католичества в отношениях с советским режимом  связаны, прежде всего, с их институциональной организацией.  Автокефальность православия и византийские традиции подчинения светскому  правителю (по контрасту с независимым наднациональным статусом римского  католичества) превратили восточнохристианские церкви в государственные  конторы, препятствуя формированию в них минимально независимой от  государства позиции. Церковь в православных странах мутировала из  общественного в государственный институт. «Будь в России начала ХХ в.  четкое разделение между Церковью и царской властью, – писал историк  Д.Поспеловский, – еще «неизвестно, произошла бы революция в 1917 году».  Политолог Альфред Степан иллюстрирует зависимость православных  автокефалий от власти следующим ярким примером. В Греции, вслед за  установлением военных хунт в 1967 и 1973 годах, новым властям каждый раз  удавалось в течение пары месяцев заменить главу Греческой православной  церкви на более лояльную фигуру. Не удивительно поэтому, что о  сопротивлении Греческой православной церкви диктатурам 1967–75 гг.  ничего не известно.

«Симфоническое единство» церкви и государства в православных странах  привело к идеологической монополии православия на высшую истину. По  сути, в этих обществах отсутствовали традиции равноправного  сосуществования различных религий, уважения к чужому мировоззрению,  навыки диалога и терпимости. В этом смысле коммунизм не принес ничего  нового в православные страны, заменив одну догму на другую (и отчасти  поэтому так легко прижился в них). Характерно, что и сегодня  православные страны лидируют по числу обращений в Европейский суд по  правам человека в связи с диспропорционально высоким количеством случаев  ущемления прав религиозных меньшинств.

Традиционная подчиненность православия светской власти помогла  Сталину взять православные церкви региона под контроль. В конце мировой  войны он создал альянс православных церквей во главе с РПЦ с амбициозной  задачей: через борьбу с Ватиканом возглавить всемирное христианство и  осуществлять влияние на большую часть человечества. С этой целью РСФСР с  1947 г. направляла в патриархаты существенные денежные средства, ведя с  ними активные переговоры и перекраивая церковно-государственные  отношения на свой лад. Однако в случае с католичеством аналогичные  попытки провалились: изолировать местных католиков региона от Ватикана в  большинстве случаев не удавалось, и последние остались относительно  независимыми от советской власти. Именно активное сотрудничество  православных церквей региона с режимом, во многом объясняет то, что ни в  одной из этих стран до конца 1980-х годов так и не возникло  влиятельного антисоветского движения. Напротив, в католических и  протестантских странах региона антисоветские волнения возникали  неоднократно: в ГДР в 1953 году, Польше и Венгрии – в 1956 году, в  Чехословакии – в 1968 году, и опять в Польше в 1980 г.

Увы, изученный опыт стран региона не внушает оптимизма касательно  роли РПЦ в будущей демократизации России. Судя по недавнему опыту  Грузии, православная церковь которой стала одним из главных противников  прогрессивных реформ в стране, либерализация в России будет происходить  без помощи РПЦ, а, вероятнее всего, и вопреки РПЦ.

Мария Снеговая
Источник: slon.ru

Контакты

table_hockey@mail.ru

Реклама

Счетчики